В наши дни профессия бизнес-аналитика популярна среди представителей не только IT-сферы, но и многочисленных «неайтишных» специальностей. Какие навыки востребованы в этой области, чем занимается среднестатистический БА и самое главное, как овладеть этим ремеслом — за ответами на эти и другие вопросы мы обратились в отдел бизнес-аналитики компании ITSupportMe.
Размышляя о степени участия БА в проекте, ребята единодушны в понимании важности своей профессии. Однако, будучи аналитиками по самому определению, оценить степень своей вовлеченности в процентном соотношении отказываются, ссылаясь на неточность такого измерения.
Так, тимлид Никита Адарченко замечает: Многое зависит от того, на какой фазе находится проект: начальной — когда практически 100% времени уходит на работу бизнес-аналитика и проектного менеджера, которые должны определить цель и задачи работы, ее границы, функционал и т.п. — или, например, на стадии девелопмента, когда аналитик занимается написанием спецификаций, поддерживает общее видение проекта и служит коммуникационным мостом между заказчиками и разработчиками... Но при любом раскладе это full-time работа, погружение в процесс максимальное.
Алёна Азёма добавляет: БА — это уши, глаза и рот проекта, а также своеобразный переводчик — например, с русского на английский, с технического языка на человеческий и обратно.
Но всегда ли обязанности БА совпадают в зависимости от размеров компании, ее спецификации, реалий рынка и т.п.? Наши консультанты солидарны друг с другом, отмечая разнообразие видов бизнес-анализа (Business Analyst, Systems Analyst, Business Systems Analyst, Requirements Analyst), а также различия обязанностей БА в зависимости от этапа развития проекта. Однако такая дотошность, отмечают они, скорее касается крупных корпораций с огромным штатом сотрудников и обилием других ресурсов. Что же касается компаний поменьше — здесь бизнес-аналитик зачастую выступает многофункциональным сотрудником.
Никита Адарченко: Опять же очень многое зависит от этапа проекта. Есть аналитики или менеджеры (в зависимости от структуры и размеров компании эти должности могут совмещаться или, наоборот, четко разделяться), которые участвуют в моментах пресейла, сейла, финализируют процесс и т.п. А в крупной компании многие БА никогда в таком не участвовали: там ты всю жизнь можешь работать в самой середине процесса, на этапе разработки.
Например, у нас в компании многие проекты идут годами. И они даже не могут так называться с точки зрения терминологии, т.к. у проекта должны быть начало, конец, бюджет, а у нас все ongoing. Мы все время занимаемся этим, все время в работе. Даже не знаю, как это назвать — это ongoing tasks какие-то. Потому что ты уже не стартуешь, у тебя каждый месяц какая-то разработка дополнительная, улучшение функционала, поддержание старого, и тебе не говорят: «Через два месяца заканчиваем». Такое бывает очень редко и это очень круто для компании. Но есть риск для бизнес-аналитика расслабиться, ведь все, что ты делаешь, это пишешь спецификации и не видишь, как проекты начинаются, заканчиваются, ты знаешь только то, как вариться в середине всего этого процесса.
В некрупной компании ты и швец, и жнец, и на дуде игрец, то есть ты и проектный менеджер, и scrum мастер в какой-нибудь команде, и технический писатель, и немного тестировщик — все можешь делать в той или иной степени. У тебя есть возможность пощупать каждый из этапов разработки с разных позиций. В крупных же компаниях тебе скажут: «Вот у нас такой технологический стандарт, по которому мы работаем, вот это твой список обязанностей, вот твой учитель, который будет руководить тобой и смотреть, чтобы ты не накосячил». И вообще часто в больших организациях ты сперва сидишь в какой-нибудь лаборатории годик-полгода на фейковых проектах, потом тебя допускают в реальный мир с ассистированием или на какой-нибудь маленький проект, или ты будешь ассистентом — то есть дают тебе по чуть-чуть влиться в среду. В небольшой компании ты прямо с порога ныряешь в процесс.
Я начинал именно так: пришел, мне на следующей неделе дали проект — ну, давай! У этого есть плюсы: ты можешь пощупать определенные вещи, которые тебе в крупной компании никогда бы не дали на таком уровне развития. Тебе бы никогда не доверили управление судьбой проекта, пока у тебя нет 3–5 лет опыта работы.
Конечно, в такой ситуации развитие происходит очень мощное: ты постоянно читаешь литературу, смотришь какие-то обучающие схожие кейсы и моментально все применяешь на практике — такой опыт ни на что не променяешь. Но такой подход и самый жестокий: окунаясь с головой в работу БА, ты или выплываешь, или нет — побеждает сильнейший и наиболее способный.
Если же ты не уверен в собственных возможностях или чувствуешь, что слабоват, то, возможно, медленное академическое развитие и постепенное вливание в среду разработки — твой вариант. Да, тебе понадобится не два месяца, а год, но если команда это терпит, то ты потихоньку «выйдешь на волю».
Отдел бизнес-анализа ITSupportMe, может побороться, пожалуй, за звание самого многочисленного в компании, ну, или хотя войти в топ5, ведь там трудится около 20 сотрудников. В чем ребята бесспорные лидеры, так это в своем разнообразии: аналитический склад ума, коммуникабельность, репрезентативность, прекрасное знание английского языка и другие необходимые для БА навыки объединили под одной крышей вчерашних филологов, экономистов, математика, психолога и даже… биохимика. Что еще раз подтверждает простую истину: все возможно, если иметь цель и идти к ней до конца. Многие начинали свой профессиональный путь с отдела Live Issues и, работая с многочисленной документацией, контролируя сложные процессы обработки заказов, отгрузки и загрузки продукции и т.д., постепенно пришли к желанию «копнуть поглубже» и познать весь процесс работы на уровне бизнес-анализа.
Одно из требований в компании для начинающих БА — это развитие у специалиста многофункциональных навыков. Именно поэтому стажеры ITSupportMe, например, не только заканчивают курсы бизнес-анализа, но также осваивают навыки тестировщика.
Сам отдел БА в компании очень дружный, за годы совместной работы там накопилось немало веселых и интересных историй, а также офисных традиций.
Кристина Леонова: Мы постоянно общаемся друг с другом как профессионально, так и лично, в свободное время. Каждую пятницу у нас митинги, на которых мы делимся тем, что происходит на проектах. Так как многие из них связаны, ребята постоянно держат связь друг с другом. А еще для нас важно разделить каждый праздник: ни один День рождения не проходит незамеченным, а наш тайный Санта по размаху один из самых массовых и веселых =)
Что же делает БА хорошим специалистом? Как понять, что эта работа для тебя? На этот вопрос у отдела бизнес-аналитики ITSupportMe также есть ответ.
Никита Адарченко: Основной элемент бизнес-аналитики — это язык. Ты постоянно разговариваешь и конечно, очень круто знать английский. Но это даже не требование, а обязательный навык — разговаривать на английском на таком уровне, чтобы ты мог без проблем общаться с заказчиком, понимать его позицию. Но если ты просто знаешь язык, это тебе ничего не дает. Тебе еще надо обладать рядом коммуникативных, репрезентативных навыков.
Основная проблема в аналитической сфере заключается в том, что тут не так много хард скиллов, которые ты можешь развивать. Например, навык написания документации: ты можешь год над этим поработать на практике — и будешь делать это довольно хорошо (использовать определенные форматы, темплейты и т.п.). Но многие аналитические скиллы — это софт скиллы, которые не развиваются быстро и легко. Навыки коммуникации, открытости, презентативности, умение расположить к себе не приобрести на курсах. Это или есть, или нет. Конечно, любые скиллы развиваются, в том числе и софт, но на это уйдет много времени.
Алёна Азёма: А еще важно, уже работая БА, уметь распределять свою нагрузку. Сейчас многие исследования подтверждают, что многозадачность уходит в сторону, нужно концентрироваться на чем-то одном. Можно выполнять много задач, но не одновременно, а все-таки приоритизировать. Мало у кого вообще получалось быть настоящим «Цезарем». В любом случае одна задача идет как основная, а все остальные в фоновом режиме. Если пытаться все сделать основным, невозможно будет сконцентрироваться на чем-то одном и качественно выполнить.
Я это поняла совсем недавно, всю жизнь работая многозадачно. До тех пор, пока тебя это устраивает и ты не падаешь замертво от усталости — все нормально. Но как только ты начинаешь понимать, что это сказывается на тебе, на твоем здоровье и самочувствии, на каких-то отношениях с окружающими — это уже сигнал, что многозадачность нужно было оставить еще позавчера.
Самый крупный и самый далекий заказчик ITSupportMe находится в США, и, соответственно, большинство зарубежных командировок бизнес-аналитиков происходит именно в этой стране. Как отмечают ребята, личная встреча с клиентом очень важна в процессе работы над проектом. Когда ты видишь его face to face, а не созваниваешься по скайпу или ведешь деловую переписку, это увеличивает прозрачность, доверие, взаимопонимание, что, безусловно, идет только на благо проекта.
Алёна Азёма: Я вместе с тимлидом разработчиков и тестировщиком ездила в США не так давно, в конце минувшего года, во второй половине ноября. И мы достаточно продуктивно провели это время. Бизнес-аналитик и все остальные члены команды приезжают для того, чтобы посмотреть, как пользователь работает с системой, или, когда системы еще нет, углубиться во всевозможные бизнес-процессы, различные рабочие моменты, узнать требования юзеров, предложить им что-то свое, провести какие-то обучалки, продемонстрировать проект всем заинтересованным лицам и, соответственно, ответить на много вопросов — и в ходе этого диалога выявить какие-то новые требования и возможности.
Ну, и нам немного повезло в нашей поездке: мы не только отлично поработали, но и увидели страну. У нас было 4 выходных дня, за это время мы успели побывать в 5 штатах и 6 городах. Правда, отдых получился очень активным: мы вставали в 5 утра, чтобы все успеть, а фото просматривали уже дома, в Гомеле, такой насыщенный был график.
Кристина Леонова: Моя работа частично связана с командировками. Так, я, например, была в США у заказчика, ездила в Москву, где находится часть моей команды. Из недавнего — Минск, где мы перенимали знания по новому проекту. Также по возможности езжу в столицу на курсы либо прохожу их он-лайн, если не получается поехать или курс долгий.
Заглядывая в будущее своей специальности, бизнес-аналитики ITSupportMe полны оптимизма. Но этот оптимизм с оговоркой, ведь ничто не вечно в IT как в одной из самых динамично развивающихся сфер современности. И БА, чтобы остаться на плаву, нужно учитывать малейшие изменения в отрасли.
Никита Адарченко: Все чаще бизнес-аналитик в чистом виде не совсем нужен. Если БА, кроме написания спецификаций, ничего не умеет, то это очень слабо. Аналитик должен разбираться еще в методологии и организации процесса разработки, в принципах современной гибкой разработки, где вообще нет ролей в классическом их понимании и, соответственно, нет бизнес-аналитиков. Тогда БА должен быть готов примерить на себя какие-то другие роли, scrum-мастера, например. Но опять же, всегда в проекте нужен будет человек, функциональная природа которого максимально приближена к классическому пониманию бизнес-аналитика. То есть и профессия эта всегда будет востребована, как ее ни назови и каким дополнительным функционалом ни заполни.
Алёна Азёма: Когда я только приходила в БА таким неуверенным шагом, как ребенок, который учится ходить, то уже почувствовала эти изменения. Уже тогда нас отправили на курсы обучаться навыкам тестирования, так как ходили слухи, что профессия бизнес-аналитика в чистом виде вырождается и что он должен обладать какими-то дополнительными навыками. Ну, опять же, и тестировщик должен обладать какими-то навыками анализа, программирования и т.д. Эта кроссфункциональность приветствуется не только потому что, если один из членов команды совершает ошибку, то остальные ребята своими скиллами могут вытянуть проект, но и чтобы работала схема «Убери БА / тестировщика и т.п. — и все остальные без него справятся, потому что могут».
В целом ребята утверждают, что бизнес-аналитики ничем не отличаются от других людей, в том числе и в плане отдыха. Многим помогают переключиться и отвлечься от повседневных забот путешествия (Кристина Леонова, например, на данный момент посетила 20 стран — и с каждым разом путешествие становится всё дальше), отдых с друзьями и семьей, фильмы, книги. Вера Бабич, помимо прочего, увлекается конным спортом. Алёна Азёма — один из немногих в Гомеле сертифицированных тренеров по йоге (правда, перевела это занятие в ранг хобби, занимаясь исключительно со своими коллегами). Екатерина Минакова-Бершанская — отличный фотограф.
Все единодушны в утверждении, что отдых в выходные дни — это еще один профессиональный навык, которым должен овладеть каждый.
Евгений Бычков: Нельзя работать на выходных. Серьезно. В жизни работа не должна становиться единственной целью. Но, к сожалению, следовать таким принципам получается не всегда. Работа бизнес-аналитиком предполагает, с одной стороны, взаимодействие с заказчиком, а с другой стороны — повышенную ответственность за проект. Как итог, если происходит какая-либо форс-мажорная ситуация, то БА становится первой линией обороны — и уже тогда работа по ночам\выходным почти неизбежна.