«Осень пришла — учиться пора!» — сказал кто-то. «Солнышка меньше — уютных ламповых посиделок больше», — решили в ITSupportMe и объявили набор на курсы бизнес-анализа.
Согласных с обоими утверждениями оказалось даже более чем достаточно. Всего мы получили 160 резюме, из которых отобрали 40 кандидатов, пообщались с каждым по телефону — и, наконец, сформировали группу из 15 человек. Забегая вперед, об этом довольно жестком «естественном» отборе ребята узнали только на последнем занятии, что вполне заслуженно добавило на выходе каждому +1 в копилочку ЧСВ.
Пока же на носу у новоиспеченных студентов было без малого 10 чрезвычайно информативных и динамичных занятий, которые… нет, не должны были сделать из них матерых бизнес-аналитиков, но сформировать четкую картину того, что, как и где им предстоит почитать, потрогать и узнать, чтобы стать вполне себе годными junior BA. Мы искренне надеемся, что сейчас именно этим ребята и занимаются. Благо, все необходимые материалы у них имеются.
Ну, а чтобы не перегружать нашу историю чрезмерной информацией, которой было и так немало залито на жесткие диски (читай — светлые головы) наших студентов, просто поделимся здесь основными инсайтами и маленькими открытиями, без которых курсы бизнес-анализа в ITSupportMe были бы совсем другими. Ведь главное в любом обучении, как точно заметил наш преподаватель (а по совместительству тимлид отдела БА) Никита Адарченко, это have fun. И нам действительно было очень весело.
Конечно же, нам было очень интересно, почему ребята решили узнать о бизнес-анализе побольше. Причин оказалось три:
Кто-то с ужасом заметил, что не успевает за временем, кто-то очень хотел разобраться, что за зверь такой БА и по возможности потрепать его за холку, а кому-то не терпелось узнать, как его знания о коммуникациях можно применить, работая в IT-компании.
Всегда актуальный вопрос: хорошо там, где нас нет, или все-таки в IT действительно так хорошо, как рассказывают? Ну, а поскольку БА по праву считаются одним из самых быстрых способов «войти в айти», то почему бы и да :) Примечательно, что некоторые из студентов никогда не видели себя в этой сфере, но все-таки решили устроить себе своеобразный вызов, что очень здорово!
Да, среди слушателей курсов были и практикующие специалисты, которые подозревали, что в ITSupportMe им есть чему поучиться. И не прогадали.
Это что касается слушателей курсов. Какие же мотивы были у ее организаторов? Магия ли это чисел или банальное совпадение, но основных причин тоже три:
В этом мире полно всевозможных IT-курсов. Большинство из них платные, долгоиграющие и довольно дорогие. Но на деле же вся информация, необходимая для успешного старта начинающего бизнес-аналитика, находится на поверхности. Главное узнать, где ее искать и немного попрактиковаться со знающими людьми. Конечно, развить скилл за два занятия в неделю нельзя, а вот начать это делать очень даже можно.
У вас бывает такое: работаешь, работаешь — и вдруг замечаешь, что давно не выступал перед аудиторией, а какой бизнес-аналитик / преподаватель / ментор и т.п. без паблик спикинга? Вот и Никита Адарченко начал замечать у себя симптомы дефицита публичных выступлений, так что пришлось в срочном порядке совмещать приятное с полезным.
А скука, как известно, двигатель прогресса. И веселья. И хороших курсов по бизнес-анализу.
Команда у нас получилась довольно разношерстная: и студенты и выпускники иняза, и бизнес-аналитики (будущие и настоящие), и работники торговли, а также представители смежных IT-специальностей, решившие получше разобраться в процессе разработки и, следовательно, более эффективно выполнять свою часть.
Разные возраста и интересы, одна цель и способ ее достижения — что еще нужно группе чрезвычайно мотивированных и безмерно любопытных людей?)
На первом занятии Никита Адарченко озвучил главные принципы организации учебного процесса:
Удивительно, но выход из зоны комфорта, оказывается, можно сделать доброй традицией. По крайней мере, так получилось у нас. А как иначе, если уже на 5 минуте первого занятия ребятам предложили экспресс-знакомство с рандомным собеседником, после которого нужно было подготовить краткую презентацию нового знакомого группе. Пожалуй, неплохой способ узнать друг друга, как думаете?
Впоследствии Никита также старался держать учеников в тонусе: то состав самоорганизованных команд поменяет, то вопросом неожиданным огорошит, в общем, расслабляться не приходилось. Дополнительный бонус от такой стратегии нашел отражение в фидбэке одной из наших студенток: «Нам постоянно нужно было общаться с новыми людьми и находить общий язык. Оказалось, в современном мире мало живого общения, пришлось заново учиться разговаривать».
Умение терпеливо слушать, с одной стороны, и четко и ясно излагать свои мысли, с другой — основа любого диалога, а без него, как известно, истины не родишь. Ребятам также удалось попрактиковаться в этом непростом деле. Сперва во время коротких презентаций с помощью тотема — оранжевого мячика-сквиша с логотипом компании (у кого он в руках, тот и говорит), а затем правила хорошего тона выстреливали как-то на автомате.
Учиться должно быть весело и приятно, считает Никита. А иначе не следует и начинать. Возможно, кому-то эта аксиома в начале курса могла показаться сомнительной, но постепенно (читай — уже на втором занятии) втянулись все, всем университетским опытам на зло.
То есть примерно 10 занятий вполне достаточно, чтобы будущему бизнес-аналитику войти в курс дела. Но при одном условии: в промежутках ты интенсивно занимаешься, следуя за разбросанными преподавателем «хлебными крошками»: читаешь книги, изучаешь тематические сайты и другие полезные источники. Нырнул в очередную глубину → вынырнул → задал на следующем занятии все волнующие тебя вопросы — и так далее, пока не нащупаешь под своими ногами твердыню.
Примечательно, что с одними материалами достаточно просто ознакомиться, а вот другие обещают быть чтивом на долгие годы. Например, легендарную книгу “Software Requirements” Карла Вигерса и Джой Битти Никита советует прочитать трижды: первый раз сейчас, постигая основы науки бизнес-анализа; потом через год, будучи уже практикующим БА, чтобы убедиться: все как раз так, как там и описывается; затем через три года, чтобы сказать: «Эй, все совсем не так». Но все равно книга замечательная — утверждает наш преподаватель.
Теория в этой истории вообще оказалась очень важной штукой. «В критической ситуации вы не подниметесь до уровня своих ожиданий, а опуститесь до уровня своей подготовки», — любил повторять Никита, поясняя почему более въедливые студенты гораздо выше и быстрее выстреливают чем те, кто предпочитает полагаться на свои внутренние таланты. В общем, изучаем матчасть, котаны.
Я могу изучить абсолютно новую для себя область. / Я могу войти в айти. / Я могу не войти в айти, потому что, как оказалось, это все-таки не мое, но все равно это было классное время. / Попробую, пожалуй, тестирование, но БА дальше тоже изучать буду, etc. — Без малого два месяца занятий открыли каждому из слушателей наших курсов немало вариантов, как дальше строить свое будущее, но ясно одно — мотивация двигаться дальше в любом из направлений колоссальная, главное не проспать момент.
«Никита создал очень дружелюбную, позитивную рабочую атмосферу. Я погружалась в задания полностью, и, что больше всего порадовало, люди вокруг были очень заинтересованы и мотивированы на получение новых знаний», — отмечает одна из наших студенток. После скучных лекционок и сухого коспектирования знаний, через которые прошел каждый из нас, подобные нестандартные занятия были как глоток свежего воздуха. А ведь по-настоящему креативные, максимально функциональные вещи можно создавать только так.
А еще куча софт скиллов, важнейший среди которых — умение работать в команде. Из этого вытекает еще один вывод, который с удивлением сделали некоторые наши студенты: отношение к работе может и должно быть позитивным. Особенно когда тебя окружают люди, кайфующие от своего дела.
Эта «тайная, закулисная» часть занятий также многих сбила с толку, ведь она так отличалась от традиционного школьного подхода с его «работой над ошибками», долгими разборами заданий в кабинете и единственно верным вариантом ответа.
Да первая домашка, как оказалось, вообще была для того, чтобы Никита проверил, насколько ребята умею вести деловую переписку! В остальном же задания на дом были креативным продолжением не менее креативных аудиторных занятий: то свою бизнес-идею придумай, то историю пользователя для нее напиши, то подробную схему снятия денег в банкомате нарисуй (при полном карт-бланше на введение любых, даже самых нетривиальных ситуаций), etc. И вообще за нестандартные решения студентам всегда был гарантирован дополнительный балл. Как и за использование английского языка.
В целом же сам процесс сдачи работы на дом был той еще дисциплинарной тренировкой: отправить свои труды нужно было по строго обозначенной схеме и уложиться в заранее оговоренные временные рамки. Сама же система оценки работ была прозрачной, а результаты максимально доступными: они и сейчас находятся в открытом доступе для всех участников. Правда, многим хотелось бы побольше фидбэка по поводу своих внеаудиторных стараний, но нет, ребята, на такой скорости экстренные остановки себе дороже.
Почему нам не хотелось бы летать на самолёте, построенном по методологии скрам, как максимально эффективно организовать конвейерное производство пиццы, а заодно освоить методологию канбан, в чем секрет успеха Spotify, как понять ценности скрама, да и вообще почему они так важны, кто эти участники процесса разработки и каковы их обязанности, зачем нам история пользователя и, самое главное, при чем здесь бизнес-аналитик — это все ребята уже знаю, а ты?
Как продать свою идею человеку, пока едешь с ним в лифте, сколько участников команды должен сбить автобус, чтобы проект «встал», что делает ваш продукт уникальным и как в одностраничную схему вместить всю суть своей работы — эти и многие другие вопросы также не остались без нашего внимания. Ах, да. А еще мы научились правильно отрывать стикеры :)
А вы знаете, что любой успешный спич «About Myself» — это тщательно подготовленный экспромт? Как вообще пройти собеседование и получить долгожданный оффер, какие самые распространенные / хитрые / злободневные вопросы могут ждать начинающего бизнес-аналитика и как лучше всего на них отвечать? Этим проблемам было посвящено целое финальное занятие.
По итогам курсов мы обещали лучшим стажировку, а наилучшим — возможность занять свое место в стройных рядах сотрудников ITSupportMe. Но эпидемиологическая ситуация, к сожалению, оставляет желать лучшего. И как бы ни хотелось побыстрее перейти ко второму этапу нашего замысла, компания переключается в режим работы онлайн. А в пустом офисе стажировку не пройти. Так что, see ya later, guys. Берегите себя, изучайте дальше все тонкости бизнес-анализа (благо материалов у вас предостаточно). Ну, и помните, у вас всегда есть гарантированный «звонок другу» (то есть нам), если вы вдруг решите испытать свои силы в каком-нибудь собеседовании на должность junior BA и вам потребуется наш совет. Или поддержка. Или просто кулачки можем за вас поддержать.
Ну, и не забывайте о своих планах на будущее: «Хочу еще на курсы», «Хочу работать в ITSupportMe», « Хочу в IT», «Хочу дальше прокачивать БА», «Хочу котика и под одеялко» — все ваши желания достойны реализации. Стоит лишь немного приложить усилий! И не забывать о fun и rest — главных двигателях всех креативных и успешных людей!