IT психологи: зачем и как?

В 2021 году наша компания столкнулась с двумя неопровержимыми фактами:

  • • Удаленка с нами надолго.
  • • Наш коллектив неустанно растет, и этот процесс не остановить.

Нельзя сказать, что все это нам не нравится или как-то серьезно влияет на нашу работу. Тем не менее новые условия требуют новых подходов и решений. И помочь нам сохранить внутренний баланс и наладить взаимоотношения в команде на расстоянии призвана команда психологов, присоединившаяся к ITSupportMe в декабре. Мы поговорили с Мариной Самоновой и Аленой Курилиной и узнали, что они думают по этому поводу.

Зачем IT компании психолог?

Алена: Главная ценность любой IT компании — это люди, сотрудники-профессионалы и все, кто их окружает и помогает работать. Роль психолога здесь — оберегать и создавать среду для работы ума, способствовать поддержанию душевного равновесия, ведь именно от него зависит умственная активность.

Марина: IT компании нужен психолог затем, что в IT компании работают люди. Людям свойственно сомневаться, уставать, забивать на усталость, ломаться.

В чем конкретно заключается ваша помощь?

Алена: Мы (Марина и я) можем помочь найти баланс между работой и отдыхом, обсудить и вместе с ребятами найти решение их проблем и вопросов.

Чем привлекательна IT сфера вам как психологам?

Марина: Не боюсь повториться, в IT работают люди. Так уж сложилось, что мне интересны люди. Согласна с тем, что интерес — это один из важных двигателей и мотиваторов. Вот я и иду за ним. К тому же у меня есть знания и умения, которые будут полезны. Особенно когда случаются периоды сомнений, страхов, опасений, тревог. А у людей, которые работают головой, всего этого может быть больше.

Почему IT специалисты испытывают стресс и нужно ли его избегать?

Алена: Программирование — умственная работа на пределе возможностей психики, где успех зачастую зависит от концентрации и внимания. «Удерживать внимание» — это природное качество сродни физической силе в спорте и труде.

Быть внимательным и держать массу вещей в голове — это трудно и изнурительно.
Это приводит к напряжению, которое, конечно, нужно снижать.

Плюс ко всему, за последнее время большинство IT специалистов работает удаленно. Ребята находятся дома 24/7 в одном и том же пространстве, с одними и теми же людьми (семья, дети). И как итог — им сложно поддерживать баланс между работой и отдыхом, т.е. они могут перерабатывать, даже не замечая этого.

Стресс — это защитная реакция организма на различные неблагоприятные факторы организма. Благодаря стрессу организм приспосабливается к новой реальности. Поэтому важно понимать, что тело находится в стрессе и вовремя это уловить и не допустить депрессию и эмоциональное выгорание.

Марина: А еще одна из причин возникновения стресса — это наличие двух противоположных желаний одновременно. Эти два конфликтующих желания иногда приводят к точке разлома. Одно из возможных проявлений разлома — прокрастинация.

Такой вот изысканный путь «избегания» стресса (в том числе).

Ну, и не забываем про синдром самозванца.

Каковы причины депрессии, и отличается ли депрессивный айтишник от людей с аналогичным «диагнозом»?

Марина: Депрессия или депрессивные эпизоды появляются в условиях долгого игнорирования стресса, эмоционального дискомфорта. Неумения расслабиться, так как мозг находится в напряжении (пишет код), поиске решения. Когда человек часто принимает ответственные решения, связанные с финансами заказчика или с условиями труда другого сотрудника. Когда нужно принимать рискованные решения.

В силу гиперответственности, в принципе, а в IT очень много ответственных людей! У которых часто возникает ощущение «недо»: недостаточно учился/училась, работал(а) на проекте, недостаточно умен/умна. Надо еще пару обучений и начну! В таком состоянии ошибки становятся «фатальными»!

Синдром самозванца дает о себе знать. Также смыслы могут потеряться, особенно, когда работа однотипная и механическая.

Алена: Депрессивное состояние нередко подпитывается за счет коммуникативного разрыва: у человека нет живого диалога, а он уходит в онлайн. Для айтишников такая ситуация весьма типична, ведь рядом есть компьютер, это «пространство», куда можно погрузиться.

Но это погружение лишь вначале может выглядеть как нечто полезное. Если оно продолжится, то депрессивный человек выпадет из коллективной и совместной работы. Работая вместе, можно достичь большего.

Как разработчику развить креативные способности?

Алена: Это слишком общий вопрос, из серии «как человеку прийти в хорошую физическую форму»: кому-то понравится велосипед, кому-то бег, кому-то плавание, все очень индивидуально. Общего рецепта нет. Но искать эту искру вдохновения стоит, и в этом поможет психолог.

Марина: А вот описать креативность можно и сходу, накидаю несколько качеств, которые присущи креативным людям:

  • • восприятие себя как человека творческого и разносторонне развитого;
  • • способность оспорить чужие предположения, а также иметь готовность и желание действовать путем «А что если?!»;
  • • любознательность, восприимчивость, непредубежденность, готовность к чему-то новому;
  • • энергичность, легкость на подъем;
  • • проницательность и наблюдательность;
  • • умение совмещать несовместимое;
  • • умение преподнести свои идеи и мысли, убедить человека;
  • • чувством юмора.

Единственное, что отличает «креативного» человека от «некреативного» — то, что «креативный» убежден, что он таким является. Поэтому все, что он делает, он делает именно с этой мыслью. Есть такое мнение)

Что такое гештальт и как его завершить (на примере IT среды)?

Алена: Считается, что существует естественная потребность нашей психики в целостности (гештальте), именно поэтому она сама собой стремится завершить какие-то события и ситуации, которые остались «открытыми». И не находя завершения, психика вынуждена возвращаться к этой ситуации снова и снова.

Знакомо ли вам такое, что сделав какой-то продукт или дизайн хочется его вдруг взять и переделать? Или безмерно усложнить решение, хотя объективно можно сделать и попроще?

Или, столкнувшись с проблемой технического характера, потратить несколько дней и «победить», а и потом понять что «ах, надо было вообще по-другому сделать и все было бы ОК».

Здесь и может вмешаться психолог и помочь разобраться, что же такое происходит, почему вдруг легкость и гибкость ума пропадает и человек упирается в тупик? Может он не позволяет себе признать слабость и спросить помощи у более опытных, просто потому что боится показаться некомпетентным?

В этом всем можно и нужно разбираться, ведь награда за «правильный ответ» будет творческая свобода и продуктивность.

Марина: Примечательно, что незавершенные ситуации создают своего рода напряжение и перетягивают на себя ресурсы организма, в частности память. Поэтому о них мы помним гораздо лучше. Эта особенность нашего восприятия получила название «эффект Зейгарник». Блюма Зейгарник обратила внимание, что официанты отлично помнят текущие заказы и быстро забывают уже оплаченные. Впоследствии она экспериментально показала, что незавершенные действия люди не только лучше помнят, но и стремятся воспроизвести.

В IT это может выглядеть так: человек не может расслабиться и перестать думать, например, о коде, который не дописан.

Бывают незавершенные ситуации, которые длятся слишком долго, годами и десятилетиями. Иногда ситуации нельзя завершить в реальности, как например, конфликт с давно умершим родителем. Такие незакрытые гештальты разрушительно влияют на психику и могут приводить к серьезным проблемам.

В таких случаях и нужны гештальт-терапевты. Они помогают понять, какую потребность человек стремится удовлетворить, и придумать ей завершение — закрыть гештальт.

Стоит ли винить себя за лень?

Алена: За «лень» — пожалуй, да. Но вот всегда ли это просто лень? Это вопрос со звездочкой.
За просто «ленью» всегда стоит что-то, и когда и ты понимаешь причины, она уходит и возвращается желание творить.

Марина: А я бы сказала, что вообще не стоит. У лени есть задачи и мотивы. Нужно на них смотреть. Лень как симптом.

Что значит продуктивно работать? Где грань между продуктивностью и трудоголизмом?

Алена: Согласно гештальт терапии, здоровая психика — это такое состояние, когда человек может креативно приспосабливаться к изменчивым вызовам окружающей среды.

Поэтому «продуктивно работать» — это иметь и энергию, и гибкость в ее применении на работе. А «трудоголизм» — это по сути одна энергия к работе, но без этой гибкости.

Так что грань — в гибкости применения силы.

Марина: Я бы здесь сказала про разницу трудолюбия и трудоголизма.

Считается, что трудолюбивый человек имеет перед собой цель, ему важен результат, и профессиональная деятельность всего лишь часть его жизни, способ самовыражения и самообеспечения. Он регулирует свое рабочее время, понимая, что без отдыха продуктивность его труда снизится. Значит, и отдых (как правило, планируемый) — это тоже часть его «трудолюбия», как и общение с семьей, близкими.

Для трудоголика все наоборот: результат работы не имеет смысла, работа — вот способ заполнения времени. Семейные отношения, сама семья трудоголиком воспринимаются как помехи, которые отвлекают от работы, и это вызывает раздражение и досаду.

Грань между полезным трудолюбием и вредной зависимостью от работы проходит там, где работа превращается из средства в цель. Ощущение, что трудовая деятельность является единственной ценностью в жизни, — отличительный признак трудоголизма.

Как часто можно перерабатывать без ущерба психологическому равновесию?

Алена: Зависит от внутренних ресурсов каждого конкретного человека. Эти ресурсы можно сохранять и приумножать, если позаботится о том, чтобы они не утекали на всякие конфликты внутри самого человека.

Марина: Организм не обманешь. Помните, что жизненную энергию лучше беречь, чем восполнять.

Что такое корпоративная культура и как она может быть полезна отдельному сотруднику?

Алена: Корпоративная культура — это свод общих ценностей и ориентиров, социальный контекст компании. Некая общность. К чему можно ощущать принадлежность.

Для сотрудников компании — это то, что связывает их воедино. Она помогает чувствовать себя комфортно внутри компании и решать возможные конфликты.

Корпоративная культура превращает скопление людей в офисе в Общество.

Польза от нее — как и от любой культуры вообще — в том, что она обогащает каждого причастного к ней, делая работу и общение в коллективе более наполненными и осмысленными, а там и до счастья недалеко.

Кстати, а что такое счастье?

Марина: Счастье — это, когда человек понял, что именно для него счастье.

Алена: Это пиковое и высшее состояние удовлетворения. Нельзя быть постоянно счастливым, но можно жить так, что это чувство будет случаться достаточно регулярно, чтобы можно было сказать себе: «Да, в целом я счастлив!»

Работа, самореализация, принадлежность, принятие — все это не просто слова. Все это вписывается в классическую пирамиду потребностей Маслоу, от простейших физиологических до сложнейших духовных порывов.

Компания и карьера может затрагивать несколько очень важных слоев этой пирамиды, критически важных для общего Счастья, без которых, увы, никак.

И раз уж в нашей компании появилась команда психологов, то стоит отметить, что Счастье стало на один шаг ближе.