Владимир Заворотный: Только небо, только ветер, только радость впереди

Владимир Заворотный не последний человек в ITSupportMe. Глава hardware направления, он не боится сложных задач и на каждый «заковыристый» проект смотрит ровно так, как и положено настоящему экстремалу — с разумной долей волнения и нескрываемой радостью в глазах: впереди приключение, возможно не из легких, и это очень круто. Немудрено, что и хобби у Владимира под стать его характеру — параглайдинг (полеты на безмоторном летательном аппарате — параплане). Чтобы понять, чем так привлекает нашего коллегу этот вид спорта, давайте пролетимся один раз с ним, пускай и виртуально. Слово самому Владимиру.

Сегодня выходной день. За окном 7 утра, а сна уже ни в одном глазу. Одна рука заливает внутрь горячий чай, вторая проверяет прогноз погоды на ближайшие несколько часов. В стороне заваривается термос. Телефон бодро моргает индикатором входящих — получено СМС на разрешение использования воздушного пространства согласно поданной накануне заявки. Рации заряжены, батарейки проверены, снаряжение уложено. Взваливаю на плечи здоровенный рюкзак, пора двигать…

Где-то под Речицей, на заднем плане мегамашина-буксировщик

Трудно поверить, что в этот рюкзак влезло все необходимое, чтобы оторвать человека от земли. Когда увлечен небом, необязательно идти пилотом гражданской авиации и неделями пропадать в командировках. Сегодня мы, небольшая компашка активных молодых людей, будем летать на парапланах. Без мотора, в восходящих потоках.

Словакия, взлетели-полетели

На улице еще прохладно и необычно тихо. Вдалеке слышен скрип вагонов на сортировке, в лицо дует свежий, свободный от выхлопных газов, ветер. На стоянке уже поджидает товарищ на слегка переделанной под буксировки парапланов копейке. Прыгаю в  машину, делаем круг по городу, собирая остальных друзей и берем курс на Речицу. Уже из машины звоню диспетчерам и ПВО, уведомляю, что через пару часов действительно будем летать. Такие процедуры, зато все по закону. Теперь все зависит от погоды.

Италия, на посадке

Колдун смотрит куда-то за спину, указывая на четкий встречный ветер. Там, за спиной, разложено огромное полотнище, вот-вот готовое наполниться воздухом и превратиться в крыло. Ремни затянуты, карабины застегнуты, трос прицеплен. Где-то там в километре за горизонтом он прицеплен другим концом к той самой копейке. Через минуту машина потянет за трос вперед, а  крыло вверх. Запрос водителя, подтверждение выпускающего, разрешение пилота. Все действия в команде отработаны до автоматизма. Потянуло за  грудь, зашелестело сзади, шаг и короткий взгляд в сторону для  проверки, как над головой раскрывается большой оранжевый купол, а земля уходит из-под ног. Весело пищит закрепленный на ноге измеритель вертикальной скорости — вариометр, зад усажен в удобное кресло подвесной системы, я лечу, по-настоящему!

Франция, озеро Анси

Машина успевает затянуть на высоту около 300 метров. Потом трос отцепляется и можно приступать к воздушной рыбалке — поиску восходящих потоков. Ты спокойно летишь с небольшим снижением, но вдруг внезапно крыло, которое еще секунду назад было прямо над головой, уходит чуть назад, а еще через секунду невидимая, но по ощущениям, огромная сила начинает тянуть тебя вверх. Это он, восходящий поток или пузырь. В жаркий летний день воздух напоминает кипящую в чайнике воду, где пузыри срываются со дна и устремляются вверх. Задача поймать как раз такой. Не щелкая долго лицом, закладываю вираж и в восходящей спирали набираю высоту. И вот уже недавние 300 метров приближаются к тысяче. На земле ребята прячутся под навесом от палящего солнца, а здесь потиху начинают подмерзать руки в перчатках. Но вот облака, на которые привык смотреть закинув голову, уже находятся прямо перед тобой, надо решить, к какому я полечу дальше…

Над Францией

Близко-близко над головой подошва облака, издалека такого маленького, сейчас закрывает собой почти все небо. Внизу больше километра пространства, маленькие человечки на игрушечных машинках куда-то едут решать какие-нибудь проблемки. Бросаю взгляд на старт, вижу новую серебристую точку. Это подъехал знакомый из Речицы. Будет летать на моторе, ждет вечера, ему для полетов нужен спокойный воздух. Чуть в стороне кривой черной лентой с севера на юг режет землю Днепр. Кажется рядом, хотя по прямой до него больше 10 километров. На поле внизу работает пара тракторов. Подхватываемая горячим воздухом пыль моментально превращается в правильной формы столб. Как игрушки на веревочке. Такие маленькие трактора на такое большое поле. Хочется бросить управление и непрерывно все фотографировать, но надо постоянно отрабатывать воздушные возмущения. Хлопок над головой и секунда невесомости — вот и вышли из-под облака, выскочив из горячего поднимающегося потока под ним в холодный нисходящий по его периметру. На сегодня пожалуй хватит, время обедать, сейчас только сброшу высоту над вон тем темным пятном леса и на точку.

Словакия, спасибо за внимание

Любительская авиация в Беларуси развита весьма неплохо. Только в Гомеле есть аэроклуб с отделением парапланов, мотодельтапланов, парашютов. Есть несколько авиамоделек, в которых еще жива технология постройки моделей самолетов на двигателях внутреннего сгорания (слеза ностальгии проступает у рожденных в СССР). В составе аэроклуба я прошел через все, но для самостоятельного применения остановился на парапланах. Самый не требовательный к инфраструктуре и дающий максимальную свободу перемещения. В ближайших планах пересесть с восходящих потоков на моторную тягу. Нет, летать нестрашно. Страх уходит по мере изучения теории как это работает, и тренировок. При правильном подходе безопасность на довольно высоком уровне. Я бы сказал, двигаясь в потоке на авто мы рискуем больше. Мотоциклисты — вот кто действительно упоротый).